Почему Польша? Наверное, больше от лени. Учитывая, что все посольства – консульства сосредоточены в столице, от которой Белгород отстоит почти на 700 км, самому заниматься оформлением виз представляется несколько проблематичным. Поэтому последнее время из загранпоездок летали только в условно - безвизовые Турцию - Египет.
Но желание порулить по какой-нибудь стране не пропадало, и тогда я обратил внимание, что в соседнем (80 км) с нами Харькове есть консульство Польши. И сразу подумалось – а почему бы и нет? Изучение Интернета показало, что в Польше достаточно много интересных туристических объектов, цены на все пока еще не такие, как во «взрослой» Европе, да и в Польше мы пока еще не были, если не считать сутки в Варшаве в 199-каком-то-лохматом году. Итак, решено. Польша!
Подготовка.
Подготовка началась с изучения сайта Консульства Польши в Харькове. Не совсем понятен был вопрос о необходимости брони жилья для получения визы. На мой запрос по e-mail из консульства обтекаемо ответили, что для получения визы необходима «заполненная анкета с оригинальной подписью в которой точно указываете адрес гостиницы». Поняв ответ буквально, я нашел в Интернете координаты первой подвернувшейся под руку гостиницы в Кракове и «точно указал эти данные в анкете». Сразу замечу, что для получения визы этого оказалось достаточно.
Скачав анкету с сайта, заполнил ее, приклеил свежие фото. Взял на работе пол-отгула завез жену на работу и поехал в Харьков. Граница задержала ненадолго, и через 2 часа я уже был у дверей консульства. Консульство порадовало полным отсутствием очередей. Оплатив визовый сбор по 10 евро на паспорт, через 15 минут я уже вышел оттуда с жетонами на получение паспортов с визами. Кстати, уже в консульстве выяснилось, что анкету необходимо было заполнять латиницей, но согласились принять и мою кириллицу. Так что осталось время на кофе во «Французской булочной» на Пушкинской, а также на приобретение алкогольных напитков крымского производства :)
За визами предстояло ехать через неделю. Вторая поездка прошла по графику первой, и мало чем от нее отличалась. Правда, по невнимательности я подъехал к консульству утром, когда осуществлялся прием документов (выдача – вечером), но польский охранник на входе сказал, что ничего страшного, и паспорта мне выдали в неурочное время. В целом, харьковскому консульству – полный респект и уважение. Работают быстро, по мелочам не придираются, к необходимости брони жилья относятся более чем лояльно. Визу выдали на то, количество дней, что я и просил (15), въезд в Польшу возможен в течение месяца после начала действия визы.
Грин-карту мне с оказией привезли из Санкт-Петербурга. Брали в СК ERGO РУСЬ На 15 дней грин-карта обошлась в 14 евро, или 500 с чем-то рублей. Меня немного напрягло то, что для поездки в Польшу Грин-карта оказалась польская, компании Hestia. Но оказалось, что она чудесным образом действует и на территории Польши.
Также к подготовке перед поездкой можно отнести приобретение светоотражающего жилета, изучение размера польских штрафов, взятых с Портала польской полиции (Transgraniczny Kodeks Drogowy - w jezyku polskim, litewski i rosyjskim (Plik PDF - 4,6 MB) - на русском языке, ну и изучение достопримечательностей по предстоящему маршруту. Сняты с карты 300 баксов. Ну все, завтра в дорогу.
19 мая, Белгород - Люблин.
Чтобы не насиловать организм сменой графика, в этот субботний день проснулись также как и в предыдущие рабочие. В обычное время вышли из дома, сели в автомобиль. Необычным для нас с женой было только то, что поехали мы не на работу, а в сторону украинской границы. Заправившись в Грайвороне до полного бака, через 10 минут были на погранпереходе. Граница заняла тоже не более 10 минут, и через Ахтырку – Гадяч – Лохвицу – Пирятин мы двинулись в сторону Киева. Дорога везде была более-менее, позволяя держать 100-120 на большем протяжении пути. Правда, это не помешало за Ахтыркой получить скол стекла. Залепили его скотчем и поехали дальше. Начиная с Пирятина началась четырехполоска, типа «автобан», но с белыми населенными пунктами и засадами ДАИ в них. Несмотря на субботу, начиная с Борисполя началась тянучка, переходящая в пробки на киевской окружной, вызванными довольно-таки частыми ДТП. В Киеве остановились на перекус и на попытку отремонтировать стекло. Перекус удался, ремонт - нет. Ремонт отложили до возвращения домой.
Из Киева решили ехать по «варшавке» (А255), хотя и знали, что житомирская трасса считается более лучшей. Впрочем, если перетерпеть первые 30 км от Киева, и варшавка неплоха, хоть и является двухполоской практически полностью. Под Киевом она полностью забита транспортом, снова пришлось простоять в пробках. Зато дальше – практически пустая дорога с неплохим покрытием и малым количеством населенки. Хотя экологический талон и на ней местные махновцы нам продать пытались. Ближе к Ковелю заправились, пластиковые карты к оплате принимают. Только из-за проблем со связью просят сначала оплатить нужное количество литров, а потом наливают бензин. Перед самой границей, в Любомле, дозаправились до полного бака, и к 9 вечера по Москве приехали на границу.
Наблюдая низкий трафик на трассе, думал, что на границе мы будем практически одни. Но это оказалось не так. Поляки, пользуясь безвизовостью Украины, едут заправляться на украинскую территорию, а заодно прикупить спиртного и табака. Для этого предприимчивые украинцы создали для них практически на границе целую торговую зону, так что далеко ездить полякам не приходится.
Несмотря на неожиданно возросшее количество машин, границу прошли быстро, примерно за час. Поскольку время еще позволяло, решили подъехать поближе к Люблину, где у нас был запланирован первый ночлег. Хочу сказать, что предварительно жилье мы нигде не бронировали, а планировали останавливаться на трассе в мотелях, или, как их любят называть поляки, заяздах. Но что-то ближе к Люблину все заязды куда-то от нас спрятались, а в остальных не принимали к оплате пластик (поменять деньги на границе, где кстати, по отзывам, самый лучший курс, мы э… ну, в общем, не поменяли). И вот уже в самом Люблине нам попался мотель. Цена – 160 злотых – показалась высоковатой, но ввиду позднего времени и усталости больше искать ничего не захотели, поэтому оплатили номер с карты и пошли спать. Номер, кстати, оказался двухкомнатным. :)
20 мая. Люблин, Казимеж-Дольны.
Проснувшись, осмотрелись. Оказывается, поселились мы вчера хоть и дороговато, но довольно удачно – практически в центре города. Поэтому машину оставили на стоянке мотеля и пошли гулять по городу. Первым делом на заправке рядом с мотелем купили атлас автодорог Польши (Marco Polo) – рекомендую, не подводил. Содержит также схемы центральных частей городов, что удобно для ориентирования.
Люблин большого впечатления не произвел. Довольно замусоренный город с обшарпанными стенами. Впрочем, центральная часть города достаточно хороша. Побродили по Рынку (Рынком во всех польских городах называется центральная площадь, безусловно подлежащая осмотру), послушали горниста в медной каске, который вместо курантов возвестил о наступлении полдня с балкона городской администрации, и решили, что можно ехать дальше.
Следующим пунктом нашей поездки был Казимеж-Дольны – маленький городок на Висле, как я понял, культовое место, куда уже долгие годы ездит на тусняк польская богема. Попутно выяснилась еще одна деталь – мы хорошо умеем въезжать в города, но выехать из города (в нужном направлении) – довольно сложная задача. Хотя в ненужном - выезжали без проблем :). Несмотря на то, что из Люблина в Казимеж-Дольны ведет прямая 830 дорога, ехали мы туда по 17-й, 44-й и 824-й. Надо все-таки задавить земноводное и обзавестись GPS-навигацией.
Казимеж-Дольны понравился. Тихий городок с неспешно гуляющими отдыхающими.
Висла, холмы.
Большой рынок сувениров, по которому мы с удовольствием побродили.
Также в Казимиже мы впервые увидели «живую статую» - бронзовую тетю с лыжами.
Наткнулись на такое сооружение, состоящее из плит с могил евреев – кто объяснит, что это такое?
Бесплатную парковку в Казимиже найти нам так и не удалось, пришлось воспользоваться платной за 6 злотых. Нагулявшись, решили ехать в Варшаву. Поехали по тихой 801-й дороге – нам спешить некуда, мы же в отпуске! При въезде в Варшаву был обнаружен очередной отель («Альберт» – если это кому-то что-то говорит), готовый нас приютить. В результате русско-польских переговоров объявленная цена в 150 злотых упала до 100, и мы пошли на ужин. Журек, жареное мясо с колдунами, кофе. На сегодня все. Номер, кстати, снова оказался двухкомнатным :)
21 мая. Варшава.
Вообще-то при подготовке поездки я сомневался – надо ли вообще туда ехать? Город в войну был разрушен практически полностью, и отстроен заново. Но не посетить столицу государства казалось как-бы неприлично, и один день Варшаве решили-таки уделить. И, как оказалось, сделали правильно. Проснувшись, вкатились в Варшаву по Висластраде, и довольно быстро нашли бесплатную парковку недалеко от Нового Мяста. Солнце еще не успело раскочегариться на полную силу, и прогулка доставляла удовольствие. Прочитать про достопримечательности Варшавы можно здесь.
Королевский замок
Колонна Сигизмунда
Рынок Старого Мяста с Сиреной. Интересно, что это фонтан пульсирует, примерно раз в полминуты выплескивая волну, которая потом с шумом уходит в слив. Надпись по периметру говорит, что это сердце Варшавы.
Эта крепость отстраивалась практически на наших глазах :)
Погуляв по Варшаве, нашли работающий кантор и наконец-то поменяли свои 300 баксов. По недосмотру зашли пообедать в вегетарианский бар. Ну что сказать – на любителя. Я таковым не являюсь. В целом впечатление от Варшавы оказалось хорошее. Понятно, что все вокруг – это новодел. Впрочем, этого и не скрывают, на средневековых с виду домиках много надписей типа «1954». Но общую атмосферу и дух средневековья сохранить удалось.
Выехать из Варшавы удалось со второго раза. Правда, не в ту сторону. Вместо Торуня мы оказались на Познаньской дороге. Поэтому в Сохачеве ушли на 569 дорогу, и через Плонск поехали на Торунь. Когда по Торуня оставалось километров 20, нам подвернулся отель «Роза ветров». Взяли за 100 злотых одноместный номер с широченной кроватью. Ужин в ресторации скрашивали зайцы, нагло бегающие вокруг отеля.
22 мая. Торунь.
Утром оказалось, что в стоимость номера был включен еще и завтрак. Поэтому пришлось завтракать, хотя я обычно до обеда ничего не ем. Но что сделаешь – надо!
В Торунь въехали просто. Снова удачно нашли бесплатную парковку, взяли с собой воды по причине нещадно палившего солнца, и пошли изучать город.
От себя добавлю – Торунь – пожалуй, самое сильное впечатление за всю поездку. Если кто будет планировать поездку в/через Польшу, Торунь для осмотра в маршрут включать обязательно!
Туалет в крепости крестоносцев:
Старый город:
Памятник Копернику:
В Торуни у нас случилось еще одно приключение – мы потеряли машину :) Точнее, не саму машину, а место, где ее припарковали. Обошлось это нам в лишние 40 минут прогулок по городу. Для себя поставили еще одну зарубку в пользу GPS-навигации, а пока оной не обзавелись, на карте городов, начиная со следующего дня, крестиком начали обозначать место парковки. Да, и не забудьте купить в Торуни пряников. Торунь - это еще и польская Тула :)
Из Торуни выехали как-то на удивление просто, и через Иновроцлав и Могилно поехали на Познань. С целью возможного шоппинга по пути заехали в город Гнежно, Симпатичный городок, но шоппинг не получился – время близилось к 6, и все магазины уже закрылись.
Поэтому нам осталось только поужинать в кебабной, и ехать дальше.
Неподалеку от Познаня в лесу был обнаружен заязд – 80 злотых на двоих. Хоть место и оказалось красивым, останавливаться не советую – всю ночь гремела железная дорога с пищащим переездом, в номерах из-за черепицы душно, + комары.
23 мая. Познань.
Познань, хоть и входит в 6-ку самых красивых городов Польши, как-то не впечатлил. Хотя, сейчас, рассматривая фотографии, думаю, что это несправедливо. Видимо, после Торуня произошло переполнение организма эмоциями, и организм затребовал отдых :) А может и потому, что в Познани мы не смогли найти бесплатную парковку.
Поэтому, погуляв по городу
Осмотрев костел
и посмотрев обязательную программу – бодание козликов в 12 часов дня на часах ратуши, осмотр города мы решили считать оконченным. И поехали дальше, надеясь посмотреть по пути еще что-нибудь. По пути на Вроцлав увидели указатель на достопримечательности в Osieczna. Решили свернуть, благо, что крюк небольшой. В принципе, можно было и не заезжать – увидели несколько старых самобеглых колясок и ветряков.
Перед Вроцлавом все мотели куда-то исчезли, и появились уже только на окраине города, где мы и поселились.
24 мая. Вроцлав.
Вроцлав к Польше имеет примерно такое же отношение, как и Калининград к России. По стилю город больше напоминает Торунь – в обоих чувствуется сильное немецкое влияние. Дома, покрытые пылью веков, не асфальтированные, крытые булыжником улицы – все это создает особую атмосферу города. Пыль веков, правда, тоже во многом восстановлена после войны. Вроцлав довольно сильно разбросан по островам, основной из которых – Тумский, с которого, собственно, и начался город. Впрочем, монголо-татары в 1241 году с этим не согласились, и город пришлось отстраивать заново с Рыночной площади.
Традиционно погуляв по Рынку и близлежащим кварталам, пройдя мимо Университета по мосту на Тумский остров и вернувшись обратно, осмотр города мы завершили, и жена предложила (гы! предложила!) приступить к шоппингу. Тут очень кстати нам подвернулся большой многоэтажный магазин под названием Доминиканская галерея. За пару часов жена успела пройти в нем только половину цокольного этажа, откуда была мной насильственно вытащена, потому что еще предстояла довольно долгая дорога до Кракова. И всю дорогу до Кракова меня этим скомканным шоппингом попрекала :)
При выезде из Вроцлава мы в очередной раз привычно заблудились, поехав куда-то в сторону словацкой границы. Вовремя это определив, деревенскими дорожками срезали угол, чтобы выйти к платной краковской автомагистрали. Выйти-то мы к ней вышли, но попасть на нее не удалось. Переехав ее по мосту, мы обнаружили, что развязки, чтобы спуститься на нее, нет. Пришлось ехать по параллельной бесплатной дороге.
Перед Краковым обнаружили на трассе какой-то отель, но цена в нем не порадовала. Зато напротив оказались «ночлеги» по 80 злотых. Свежепостроенные, еще даже не выветрился запах дерева. Там и остановились.
25 мая. Краков.
Если кому интересно, то про Краков, что там делать и как правильно его смотреть, можно прочитать на сайте Николая Калашникова - http://www.krakow.ru - пожалуй, лучшему русскоязычному ресурсу по этому городу. Поэтому, приехав в город и запарковав машину неподалеку от начала Королевской дороги, мы взяли заранее распечатанный с сайта путеводитель и приступили к осмотру.
Барбакан:
По Королевской дороге:
Рыночная площадь:
Вавель – королевский замок. Впечатляет, но после посещения Вавеля понял, почему все иностранцы так прутся от Петергофа J
Прошлись по еврейском району Кракова – Казимежу:
В общем-то, смотреть Краков за 1 день – это варварство. В итоге произошло то, что и должно было произойти – устали как собаки :) Немного отдохнув на плантах, сели в машину и поехали в сторону Велички. Собственно, и ехать практически не пришлось – эти два населенных пункта практически граничат друг с другом. В Величке довольно быстро практически в центре нашли дешевые ночлеги. В ночлегах оказалась кухня со всем набором посуды, поэтому вечер был проведен бюджетно – вместо традиционной ресторации сходили в круглосуточный склеп за продуктами, которые были приготовлены и употреблены под фруктовое пиво.
26 мая. Величка – Рава-Русская.
Величка знаменита своей соляной шахтой, входящей в наследие ЮНЕСКО. Описывать ничего не буду, просто всех желающих отошлю на http://wieliczka.krakow.ru/ - информации там достаточно. Кстати, тоже рекомендую распечатать оттуда путеводитель – будет легче слушать экскурсию на польском языке :)
Подъехав к шахте к открытию, взяли билеты. Кстати, за билеты можно расплатиться пластиком, что немаловажно при отъезде из страны, когда наличных уже мало и больше менять не хочется. Хочу заметить – билеты на фото/видеосъемку продаются отдельно. Так вот, покупать их не надо – во первых, никто не проверяет, а во вторых – под землей без специальной фототехники результаты съемки вас все-равно не порадуют.
Минут через 40 группа индивидуалов сформировалась. Ну, что сказать. Внушает!
Пропитанные солью деревянные крепи, соляные скульптуры, озера, подземные концертные зал и ресторан. Но открытый двухэтажный лифт, поднимающий туристов из копей наверх, остался еще с «тех» времен, так что подъем на нем представляет отдельный, весьма волнительный аттракцион. К тому же в шахте – прохладно, что при жаре сверху очень благотворно действует на организм :)
Поднявшись наверх, купили сувенирный светильник, сделанный из большого куска цветной соли, и начали думать, как выбираться в сторону украинской границы. К тому же, осталась недовыполненной программа по шоппингу.
В Краков возвращаться не хотелось, поэтому для шоппига в атласе был найден находящийся по маршруту более-менее крупный город Тарнув.
Говорили мне знающие люди, что эта дорога ремонтируется, и без особой нужды на нее соваться не надо, но жажда шоппинга у некоторых членов экипажа победила. Ну, что сказать… За какие-то два с половиной часа мы всё-таки эти 70 километров проехали, и шоппинг таки свершился! После этого я понял, что загнать меня обратно на 4-ю дорогу можно только угрозой смерти, и маршрут быстренько был проложен по тоненьким дорожкам через Lisia Gora, Mielec, Kolbuszowa, Sokolow Malopolski, Lezajsk, Lubaczow, Belzec с приездом на границу в Hrebenne. В целом, маршрут себя оправдал, дорога оказалась пустой в основном с неплохим покрытием, но пару раз проблемы с навигацией возникали – указателей все-таки иногда не хватало. Правда, проблемы небольшие - километров на 10 :)
Границу прошли меньше чем за 2 часа, на украинской стороне по пластику залили полный бак бензина, тут-же нашли какой-то мотель и завалились спать.
27 мая. Рава-Русская - Почаев Острог - Киев.
Уважаемые господа путешественники! Никогда не ночуйте на украинской стороне польской границы, особенно в ночь с субботы на воскресенье! Бухие граждане Евросоюза, приехавшие за дешевым спиртным, сделают все, чтобы для вас эта ночь стала незабываемой!
Как-бы там ни было, проснувшись, поехали дальше. Просто так уехать с Западной Украины было жалко, тем более что я давно хотел побывать в Почаевской Лавре, последней из пяти, которую я пока не видел. Нахлебавшись вчера с ремонтами дорог, и зная про ремонт дороги Львов - Дубно, маршрут проложили по мелким городкам через Белз – Червоноград – Радехов – Лопатин – Броды. Дорога вполне проезжабельная, правда с указателями там не густо. Выехав в Бродах на киевскую трассу, пообедали в придорожном кафе, и ушли направо по указателю на Почаев. Лавра находится на высоком холме, и еще издалека заметна сверкающими на солнце золотыми куполами. Из-за праздника Троицы народу в Лавре было, наверное, больше, чем обычно, так что попасть в пещерку, где находится отпечаток стопы Богородицы, не смогли. Лавра нам, после польской архитектуры, смотрелась как-то особенно по-домашнему.
Побыв там пару часов, двинулись дальше. На киевскую трассу возвращаться не хотелось, поэтому продолжили свой путь по украинской глубинке, через Кременец – Острог. Указатель на Острог появляется в Кременце, дорога однозначная. По всем селам народ с веточками возвращался с воскресной службы. В Остроге сделали последнюю туристическую остановку, осмотрели монастырь и замок князей Острожских, который, к сожалению, из-за выходного дня оказался закрыт. Вообще, Острог – довольно интересный город, имеющий свою ауру, незаслуженно остающийся в стороне от стандартных туристических маршрутов.
После Острога свернули по указателю на Гощу, где снова вышли на киевскую трассу. Четыре полосы с разделенкой, правда населенка вся белая и маленько потряхивает. ДАИ встречается, но правда когда на окружной Новоград-Волынского на скорости 140 я просвистел мимо патрульной машины, меня просто проводили укоризненным взглядом :)
Перед Киевом снова заправились с пластика, и поехали на ночлег к моему товарищу, живущему практически на киевской окружной – удобнее не придумаешь. Польская зубровка, беседы. Спать.
28 мая. Киев – Белгород.
Понедельник на Украине оказался выходным днем, поэтому основательно отоспались, позавтракали, в соседнем магазине пополнили коллекцию спиртных напитков, и поехали домой. Дальше писать нечего, все тоже, что и в первый день, за исключением того, что стекол больше не били и Гадяч с Ахтыркой проехали через центр – получилось гораздо лучше. Границу проскочили за какие-то 10 минут – все, дома!
Заключение. Евросоюз и все такое.
До этой поездки был в Польше 1 раз – один день в Варшаве в 1992 или 1993 году. Загранпоездками до этого сильно избалован не был, и тогда от Польши испытал просто шок – из той разрухи, что была у нас тогда, попал в страну, где в супермаркетах зимой продавались свежие, запечатанные в целлофан, овощи и автомобилях двери открывались с брелка. А на вокзале Варшава - Восточная к прибытию харьковского поезда собрались и стояли строем вдоль перрона полицаи, наверное, со всей Варшавы. Зачем они там собрались – я понял очень быстро, когда заплатил штраф (без квитанции, естественно) в 10 долларов за курение на перроне. Кстати, помните, ЧТО такое было 10 долларов в 1992 году? Сейчас ничего подобного со мной не произошло. Польша, конечно, стала лучше, но и Россия на месте не стояла, и сейчас бытовые различия стали минимальны. Жилье на трассах в основном хорошее и недорогое. Но, прикидывая, на сколько все эти мотели/отели/ночлеги/заязды заселены – не думаю, что доход от этого бизнеса достаточно высок. Крайне не порадовала цена на бензин и сигареты. Полиция на трассах, и даже мелких, хоть и мало, но стоит, встречные отмаргиваются. Правда, ко мне, в отличие от варшавского вокзала, уже никто не цеплялся. В первый день вождения по Польше, начитавшись про большие штрафы, строго соблюдал скоростной режим. Пока на изгибе дороги в зеркало не увидел, какой хвост за собой я собрал :) В общем, пропустил вперед несколько машин, и дальше поехал сильно не заморачиваясь, держа скорость как все. Единственное место, где польские водители строго соблюдают скорость – это на участках дороги, где стоят фоторадары. Да и то непосредственно перед этими радарами. Кстати, указателей на эти радары гораздо больше, чем самих радаров, так что в этом случае лучше ориентироваться по местным – они знают, как надо ехать.
Дороги польские качества также самого разнообразного, но откровенных ям нет. То есть ехать может, будет и плохо, но колеса по любому останутся целы. Больше не понравилось другое – дороги в основном узкие, по полосе в каждую сторону, и транспортом, особенно грузовым, перегружены. Постоять в пробке в чистом поле – как нечего делать.
Количество отморозков на дорогах по сравнению с нашим просто несопоставимо, за неделю вождения не видел ни одной аварии. И если к скорости поляки относятся философски, то разметку чтят. Мы к этому, ИМХО, сможем придти только аналогичным повышением штрафов и изменением законов. Камеры и у нас на дорогах уже начинают активно появляться, но из-за нашего законодательства штрафовать по их показаниям нельзя.
Ну а в целом с точки зрения быта – фигня этот новый Евросоюз, у нас примерно все то же самое. Лишь бы бабло в стране не закончилось :)
По организации поездки – сейчас сделал бы немного по-другому. Все-таки переезжать каждый день на новое место, во всяком случае, для меня, оказалось тяжело. Причем не в плане физическом, а в плане эмоциональном – от обилия впечатлений начинает пухнуть голова, и новая информация уже не воспринимается. Более правильным было бы один день катаний чередовать одним днем растительного отдыха где-нибудь на природе.
Ну и напоследок хочу пожелать полякам в 2008 году благополучного вступления в шенген, а себе – чтобы работа польского консульства в Харькове после вступления не изменилась в худшую сторону. На следующий год уже вырисовываются интересные маршруты, через Польшу, конечно. Ну, вы поняли :)