Когда я вернулся с прогулки, семья уже проснулась, мы сходили на завтрак и поехали в Хорватию.
На выезде из Сараево, подозреваю, что все из-за того же фестиваля, движение было перекрыто, и больше часа мы толкались в пробках по узким улочкам, чтобы объехать перекрытый участок.
Дорога от Сараево до Мостара тоже изобилует множеством тоннелей и достаточно медленная из-за тихоходов. Когда подъехали к Мостару, то после прохлады Сараево нас накрыло такой жарой, что от осмотра города пришлось отказаться. Кроме того, еще была мысль как-нибудь съездить в Мостар отдельно, в один из дней отпуска.
После Мостара на одном из придорожных базарчиков потратили оставшиеся марки на фрукты - овощи, и подъехали к хорватской границе. На первом пункте контроля, мельком взглянув на паспорта, махнули рукой, чтобы мы ехали дальше. Решив, что выездные штампы нам поставят на следующем, находящемся в 50 метрах шлагбауме, мы подъехали к нему, но и там в паспорта только взглянули. И снова махнули рукой. Таким образом, мы остались без выездного боснийского штампа. Проехав еще немного, мы все ждали, кода же будет хорватский шлагбаум. Но вместо шлагбаума мы въехали в какой-то населенный пункт, и поняли, что все. Шлагбаумы уже все позади, и мы уже Хорватии.
Пока мы обсуждали этот факт и сравнивали особенности перехода боснийско - хорватской границы с особенностями перехода границы российско-украинской, увидели придорожный щит с надписью "Макарска ривьера", а через 10 минут уже были на месте, в поселке Подаца.
Въехав в поселок, быстро нашли свой домик. Хозяйка нас уже ждала, и угостила с дороги холодным апельсиновым соком. Загнав машину во двор на парковку, увитую виноградом и киви, выгрузили вещи, и пошли на море.
Первое впечатление - ндааа, народ лежит плотненько. Прошли по пляжу немного дальше, нашли свободное место, окунулись. Водичка - просто класс, но много ежей. На пляже, правда, наступить на них проблематично - они все на глубине, но в более диких местах напороться можно вполне, бывают и сразу возле берега.
После моря пошли в центр поселка на добычу хорватских денег. Банкомат не нашли, зато был обнаружен обменник и магазин Studenac, в котором можно было расплатиться Визой. Что мы и сделали.
На следующий день с утра пошли на море. Учитывая, что организм у нас определил утро по московскому времени, когда пришли на пляж, там было еще пусто. Заняв хорошие места под соснами, которые защищают от солнца, пробыли там до обеда.
А когда солнце развернулось и начало доставать и там, поехали в Макарску. На въезде в город стоял указатель на Конзум - большой супермаркет, где мы и набили полный багажник продуктов. Там же нашелся и банкомат, после чего проблема с наличкой была решена. Вернулись домой. К тому времени жара уже спала, и снова на море. Купили наконец-то противоежиные тапочки. Заходить в море стало спокойней.
Следующий день провели в полном безделье, наслаждаясь радостями моря. А потом стало немного скучновато, и захотелось новых впечатлений.
Еще раз съездили в Макарску - на этот раз просто погулять по городу. В общем-то, смотреть там особо нечего - обычный курортный город с шумной набережной и толпой народа. Отдыхать там я бы не хотел, хотя вечером туса там, наверное, знатная. Зашли там в какой-то интернет-салон, отзвонились домой по скайпу, и уехали обратно.
Еще через пару дней решили съездить в Дубровник. Выехали пораньше, с рассветом (ха, рассвет в конце августа там в полвосьмого утра по Москве), чтобы успеть там побродить до того, как станет совсем жарко. Дорога до Дубровника, в общем-то, как и все дороги там, очень живописная.
В одном месте жена потребовала сделать остановку - открывшийся пейзаж она идентифицировала, как парк Юрского периода. Только динозавры почему-то спрятались, жарко, наверное.
Проехав подвесной мост, въехали в город, и по указателям на центр попали в многоэтажный надземно - подземный (какой он на самом деле – понять невозможно, потому что расположен на крутом на склоне) паркинг. Оставив машину там за 10 кун в час (на соседних улочках, кстати, было бы вдвое дешевле), пошли гулять по старому городу.
Наши надежды на то, что успеем погулять до жары, не оправдались. Старая часть города - без единого деревца, и даже узенькие улочки и многочисленные фонтаны с питьевой водой не спасают от палящего солнца и раскаленного камня. Плюс к этому - толпы туристов и тенты от многочисленных уличных кафе, которые, хоть и создают какую-то тень, но во-многом портят впечатление от города. В общем, проходив там 3 часа, мы с радостью оттуда сбежали. Для знакомства с этим, безусловно, интересным городом надо выбирать более гуманную погоду.
Да, еще снова про границу. По дороге из большой Хорватии в Дубровник надо проехать кусочек боснийской территории с находящимся на ней единственным городком Неум. Насколько я понял, на трассе находятся только хорватские погранпосты, а боснийский находится в стороне, на дороге, соединяющей Неум с остальной Боснией, и в случае транзита через Неум в Дубровник боснийские посты не проезжаются вовсе. Проехав 4 раза пограничников, у нас только 1 раз посмотрели документы, остальные 3 раза нам махали рукой, чтобы мы проезжали без остановки.
И не возможно было не остановиться, проезжая мимо Бачинских озер. На трассе там есть смотровая площадка с небольшим базарчиком.
На обратном пути из Дубровника в Подацу, проезжая городок Opuzen, штурман заметил около трассы станцию техобслуживания Рено - Дачия. Это было как нельзя кстати, потому что одометр нашего Логана доматывал до 60000 последние сотни километров. Заехав туда, спросил - как насчет сервиса? Поскольку был уже самый конец рабочего дня, мне предложили записаться на следующий день. На завтра я туда подъехал к назначенным 14 часам, и в 16 часов ТО было уже сделано. По стоимости обошлось, кстати, более чем в полтора раза дешевле, чем в России, 1340 кун. Напоследок мне подарили канистру незамерзайки, рассчитанную на -20 градусов мороза. Интересно, в Хорватии бывает так холодно?
В остальные свободные от поездок дни я развлекал себя тем, что гулял по берегу моря в соседние поселки - Брист или Заострог. В Заострог гулять понравилось больше, так как весь путь туда проходим вдоль моря и на многих участках можно идти в тени деревьев.
Рядом с Подацей находится гора Шапашник, высотой 920 метров. И на высоте примерно 250 метров на склоне прилепилась очень симпатично выглядящая снизу деревенька, которая называется Podaca-selo. Из Подаци туда можно дойти по улице Put Sela - извилистая асфальтированной дорожке, все время уходящей вверх. Рядом с этой улицей установлен информационный стенд, на котором нанесены маршруты и ориентировочная продолжительность пеших горных прогулок. Естественно, что не сходить туда я не смог :)
Отправлялся в прогулки рано, с рассветом (про рассвет уже писал), пока солнышко еще не перебралась через горы и не начинало нещадно палить.
Подаца-село первый раз произвело на меня какое-то сюрреалистическое впечатление. Почти все дома там заброшены и частично разрушены, дворы заросли зарослями инжира, граната и олив, абсолютная утренняя тишина, церковь с кладбищем, где-то вдалеке - лающая собака. Сначала было даже немного жутковато. Однако полностью жизнь из села не ушла. Несколько домов там жилых. Воду туда доставляют пожарные машины. Было даже обнаружено одно (один?) собе со стоящими рядом польскими машинами. В центре села, у церкви - очередной указатель маршрутов. По верху там проходит автомобильная дорога-грунтовка, ведущая из Градаца в Заострог и уже изрядно заросшая, но при желании - проезжая, и несколько тропинок в соседние горные села. По дороге я ходил в Заострог и в Градац. В Заострог прогулка опять же понравилась больше, так как ведет по более глухим и красивым местам. По тропинкам ходить не стал, так как там лучше ходить в специальной обуви, а не в пляжных тапках. Ну и ежевикой там все затянуло сильно - даже на дороге можно поцарапаться. А про виды оттуда писать не буду - сами догадаетесь :)
Еще одну поездку, по наводке Сергея Лопухова, совершили на имотские озера. Изначально план поездки был шире - собирались еще посетить водопады, что в Кравиче. Но тут вкралось одно обстоятельство - Кравиче находится в Герцеговине, а в Боснию и Герцеговину на этот раз нас не пустили. Снова начали требовать визу, а никакой брони отеля, которой можно было бы отмазаться, на этот раз у нас с собой не было. Да и наш откровенно пляжный вид с бронью отеля ну никак не гармонировал. В итоге пришлось развернуться и ехать Имотски по территории Хорватии, что получилось несколько дальше, чем если бы ехать через территорию БиГ. Тут мы поняли, что и Мостар для нас уже отпал окончательно.
Озера впечатлили. Образовавшиеся в кратерах вулканов, они, хоть и небольшие по площади, но очень глубокие, больше 250 метров глубины, и с очень чистой водой. К озеру Modro можно спуститься по оборудованным дорожкам, и даже поплавать в нем, что мы и сделали. Только подниматься потом очень долго, приходится подниматься оттуда наверх, преодолевая перепад высот около 200 метров.
Вторе озеро, Красное, выглядит даже еще более впечатляюще, но похоже, что оборудованного спуска к нему нет.
Настала пора собираться обратно. Купив большую карту Хорватии с Боснией и Герцеговиной, долго ее изучал, проверяя свои выкладки по времени, требующемуся на путь, на Igo. Конечно, самым простым вариантом было бы ехать сначала по хорватскому, а затем венгерскому автобанам. Но прикинув время, необходимое на то, чтобы доехать до украинской границы, выяснил, что через Боснию и Герцеговину дорога займет всего на 4 часа больше по сравнению с хорватско-венгерским вариантом, 16 часов против 12. К тому же в автобаном варианте меня смущала возможность попасть в пробки, так как на эти дни прогнозировался напряженный трафик из Хорватии. Ну и денег с бензином при езде по бесплатным дорогам можно было сэкономить чуток.
Для того, чтобы нас все-таки пустили в Боснию и Герцеговину, я сходил в интернет-клуб, и за 15 минут забронировал какой-то первый попавшийся отель в Сараево. После того, как распечатал бланк бронирования - бронь отменил, так как ночевать на этот раз в Боснии и Герцеговине мы не собирались.
Да, что-то я перестал писать про навигатор. Так вот, после Польши снова попробовали ехать по Igo 2008. После того, как мы угостили навигатор шоколадкой, она работала без сбоев и успешно довела нас до места назначения. Но после приезда в Подацу 2008 каким-то непонятным образом проглючила, после чего потеряла все мои POI и все записанные по дороге в Хорватию треки. Также она перестала запоминать настройки, поэтому после каждого старта программы все настройки приходилось устанавливать заново. В связи с этим Igo 2008 была нами дисквалифицирована окончательно, и мы вернулись на старую проверенную Igo 2006.
|