Если солнце светит в глаз - значит, едем на Кавказ. В какую часть тела должно светить солнце отъезжающим в Европу - уточнять не буду. Солнце, кстати в глаз не так уж и светило. Утро после ночного дождя выдалось достаточно пасмурным, и хоть и ехали мы строго на восток - из Белгорода в Валуйки, ехать было достаточно комфортно. На нашем Кавказе мы не были с 1999 года. Из возможных альтернатив Крым, хоть добираться нам туда и ближе, надоел до чертиков, а в Европы в этом году не пускал бюджет. В итоге решили воплотить в жизнь рекламный слоган "Отдыхайте на курортах Краснодарского края!". Набрав между Волоконовкой и Пятницким в роднике водички, по объездной проехали Валуйки и пошли на Ровеньки.
"Родник здоровья" между Волоконовкой и Пятницким
Маршрут наш немного отличался от стандартного маршрута Белгород - Краснодарский край тем, что мы решили немного срезать его через Украину. На то были 2 причины. Первая - это провести плановое техобслуживание на 75 000 километров для нашего Логана, которое на Украине почему-то существенно дешевле, чем в России. Кстати, предыдущее ТО-60 000 я проходил в Хорватии, что опять же вышло дешевле, чем у нас. Ну и вторая причина - это купить украинского алкоголя, который, как известно, по соотношению цена-качество равных себе не имеет.
Проехав Ровеньки, минут за 20 прошли границу. Украина встретила традиционно трясучими дорогами и наконец-таки накрывшей нас жарой. Ночной дождь надолго температуру сбить не смог. В Луганск прибыли раньше, чем рассчитывали. Для проведения ТО я заранее списался с дилером Рено в Луганске - ООО "ЛАКК", где мне назначили время для проведения ТО. Но, однако, поскольку клиентов там особо много не было, любезно согласились принять нас раньше. Пройдя ТО, зашли в удачно оказавшийся рядом сетевой магазин «Фуршет», для которого у нас опять же удачно нашлась дисконтная карточка, полученная когда-то в Крыму, где немного опустошили прилавки с вино-коньячной продукцией. Затем зашли в соседний торговый центр «Аврора», где и перекусили в каком-то фаст-фуде. После этого с чувством исполненного долга поехали на границу. Примерно через час были на границе в Изварино.
Граница отняла тоже что-то около часа. Российский Донецк встретил наконец-то нормальными дорогами и появившейся разметкой, что было актуально, так как к этому времени уже стемнело. Еще где-то минут через 40 выбрались на М4, и дальше до утра ничего запоминающегося не было, не считая ночной пробки из-за ДТП в Горячем Ключе. С рассветом приехали в Криницу. Попробовали спуститься к морю – уперлись в какой-то забор. Обидевшись на этот поселок, решили попытать счастья в Бетте, благо ехать всего 5 км. Бетта понравилась, поселок симпатичный и расположен в живописном месте, не понравился только размер пляжа, совсем маленький. Прикинув, сколько на нем днем соберется отдыхающих, решили еще раз прощупать Криницу. Вернувшись обратно, с восточного края поселка нашли наконец-таки довольно живописный спуск к морю, проходящий по руслу впадающего в море ручейка. Но пляж в Кринице не понравился совершенно – крупные камни с острыми краями, к тому же покрытые толстым слоем выброшенных из моря водорослей. После этого Криница нам разонравилась окончательно. Подозреваю, что где-то там должен был быть и нормальный пляж, но в итоге с Криницей у нас не сложилось.
Вспомнив, что одни из наших знакомых нахваливали Дивноморское, решили передислоцироваться туда. Заранее созвонившись, на въезде в поселок встретились с друзьями, с которыми еще дома решили провести вместе несколько дней на море. Они до этого отдыхали в Орджоникидзе, и выехали на паром сильно заранее. Но поскольку паром отнял у них 16 часов, в Дивноморское мы приехали практически одновременно. В Дивноморском море рассматривать сил у нас уже не осталось, так как пошли уже вторые сутки без сна, а быстренько нашли жилье, выгрузили вещи и начали приводить себя в порядок. Из жилья мы взяли трехкомнатную квартиру со всеми делами в 10-и минутах от моря. Из понтов там не было только кондиционера, но мы по этому поводу не парились (типа каламбур). Обошлась она нам на 8 человек в 3500 р. за сутки.
Позавтракав, пошли на ближайший пляж, оказавшийся пляжем пансионата «Энергетик». Пляж не понравился. Некоторые любят песок – я не люблю, так как взбитый волной он образует довольно мутную взвесь. К тому же количество народу на пляже, мягко говоря, впечатлило. Там, где глубина примерно по шею, купальщики стоят сплошной стеной, чтобы проплыть дальше на глубину, надо просить народ расступиться. Но в остальном поселок хороший, чистый и довольно цивилизованный – бесплатный Wi-Fi есть даже в винных подвальчиках, расположенных почему-то на первых этажах зданий. И получается, чтобы зайти в подвальчик, приходится не спускаться вниз, а подниматься по лесенке вверх.
На следующий день решили куда-нибудь прокатиться. Решили посмотреть скалу Парус, расположенную неподалеку от поселка Прасковеевка. Сама Прасковвевка расположена километрах в трех от моря, а ближе к морю находятся базы отдыха. Максимально близко проехав в сторону моря, оставили машины рядом с платной парковкой и пошли на пляж. И наконец-то ты увидели приличное место для купания. Мелкая галька, чистая вода, разумное количество отдыхающих. В общем, мы решили, что будем осматривать эту скалу ежедневно, благо дорога отличная и ехать недалеко, около 20 км.
Скала Парус
Прасковеевка. Пляж
В дальнейшем Прасковеевке мы изменили только одни раз, проведя день в Джанхоте. Джанхот – такой же симпатичный поселок, как и Бетта, но и с теми же проблемами – пляж очень маленький.
Джанхот
Валяться на пляже я не особо люблю, поэтому в проводимое на море время гулял по побережью. Из Прасковеевки я ходил в Джанхот, а из Джанхота – до Дивноморского. Очень понравилось место между Джанхотом и Прасковеевкой примерно в полутора километрах от скалы Парус. Там находятся выходящие из скал родники с вкуснейшей, особенно после ходьбы по жаре, водой, а также водопад, под который можно залезть и принять освежающий душ.
В Прасковеевке как-то выбрались на конную прогулку. Дети остались в полном восторге.
Прасковеевка. Конная прогулка
Разок скатались в Геленджик. Ну что сказать – город смотрится отлично. Видно, что местные власти не зря получают свою зарплату.
Геленджик. Фонтаны
Геленджик. Центр
Геленждик
Белая невеста - символ Геленджика
Геленджик. Фонтанирующая летопись города
Геленджик. Набережная
И вот таким образом мы провели первую часть отпуска. Распрощавшись с друзьями, которые поехали домой, мы с утра выдвинулись в сторону Сочи. По дороге заехали посмотреть дольмены в фермерское хозяйство «Дольмен», что у реки Догуаб. Погуляли там часа полтора, и двинулись дальше.
Дольмен у реки Догуаб
Страж дольменов
Конечной целью у нас был совхоз «Россия», расположенный практически на границе с Абхазией. Ехали долго. Вернее сказать, ехали нормально, а долго стояли в пробках, которые встречали нас в каждом более-менее крупном населенном пункте. Начиная от Джубги и заканчивая Адлером. На подъезде к Сочи особенно впечатлила глухо стоящая непонятно из-за чего пробка во встречном направлении, растянувшаяся по серпантину километров на 10. В Сочи очень выручила свежепостроенная объездная, про существование которой Igo был пока не в курсе. В общем, в совхоз мы добрались только к вечеру. Средняя скорость по данным навигатора составила 28 км в час.
Совхоз оказался небольшим поселком, практически целиком состоящим из частного сектора и баз отдыха. Первым делом после приезда пошли смотреть море. Море понравилось. Чистое, с широким крупногалечным пляжем, уходящим за горизонт. Налево – вид на Абхазию, направо – на строящийся километрах в трех от совхоза олимпийский ледовый дворец. Решили, что остаемся.
Совхоз "Россия". Пляж
Следующие полчаса потратили на поиски жилья. Цена в частном секторе практически везде одинакова, 350 рублей в сутки. Но в одном месте нам предложили дисконт, 1000 рублей в сутки за четверых. За эти деньги мы получили комнату с телевизором и своим маленьким двориком, мангал. Душ, туалет кухня – общие. Но хоть у этого хозяина и были сданы все места – особой толкотни не наблюдалось, так как и кухонь, и всего остального было несколько. Душ был как открытый, нагреваемый от солнца, так и цивилизованный, с электробойлером, а туалеты, хоть и представляли из себя классические скворечники, были оборудованы работающими унитазами.
И потекла размеренная жизнь отдыхающих. Съездили на находящийся рядом Казачий рынок – цены порадовали. Особенно по сравнению с ценами на остальном пройденном нами побережье. Вкусив вволю сочинских пробок, ездить по окрестностям как-то уже и расхотелось. Но несколько вылазок мы все-таки совершили.
Один из дней потратили на Красную Поляну. Выехали туда из Адлера по опять же неизвестной навигатору частично построенной новой дороге. По пути в селе Казачий Брод хотели еще разок покататься на лошадях, потому что дети, после прасковеевской прогулки, только про это и говорили. Но, где эти прогулки проводятся, сразу как-то не нашли, и решили, что покатаемся или на обратном пути, или в Красной Поляне. Красная Поляна откровенно разочаровала. Возможно, там раньше было хорошо. Верю, что через несколько лет там опять будет замечательно. Но сейчас Красная Поляна – это пыль и большая стройка. В общем, уехали обратно, даже не доставая фотоаппарата.
По дороге наконец-то встретились местные аборигены с лошадями. Но лошади были какие-то грязные, да и окружающий нас строительный пейзаж не настраивал на прогулочный лад. Короче, вернулись обратно в Казачий Брод. И оказалось, что эти прогулки проводятся на другом берегу реки. А чтобы попасть туда на машине – надо вернуться до адлерского кольца, развернуться, и по другому берегу реки проехать обратно. Эту идею из-за пробок мы сразу забраковали. Решили дойти до места проведения прогулок пешком. Перешли речку по подвесному мосту через Ахштырский каньон, но снова уперлись в какую-то стройку. К тому же начал срываться мелкий дождик. В итоге от конной прогулки отказались окончательно, и вернулись обратно. Вот такой бестолковый получился день. Из положительного момента можно отметить только покупку радужной форели в находящемся там же форелевом хозяйстве, с последующим приготовлением ее по возвращению на гриле и употреблением под украинский коньяк. В общем, если бы не форель, прожитому дню был бы полный незачет.
Мостик в Ахштырском каньоне
Ахштырский каньон
В следующий раз поехали в Адлер, в Парк Южных культур. Оказалось, что это совсем рядом с нами. Наверное, по случаю выходного дня, добрались без пробок. Сам парк довольно интересен и красив, но больно уж запущен. Во всяком случае, ремонт лестницам и дорожкам там явно бы не помешал. К морю из парка, вопреки описаниям, у нас выйти не получилось из-за очередной олимпийской стройки.
Парк Южных культур. Пруд
Парк Южных культур
Разобравшись с парком, погуляли немного по Адлеру, в банкомате обновили запасы наличности и вернулись обратно к традиционному вечернему мангалу.
В планах была еще поездка в Абхазию. Хоть пробки находились от Абхазии в противоположной стороне, но немного смущала граница. Поговорив с местным джиперами, узнал, что оптимальное время для пересечения границы – 6 часов. Все равно чего, утра или вечера. Туристических автобусов, образующих основной затык, на границе в это время еще нет. Так и оказалось. Туда границу прошли примерно за час из-за некстати подвернувшегося рейсового автобуса Ростов – Сухум, обратно – минут за 40, даже несмотря на то, что перед нами была очередь в полсотни легковушек.
На границе надо было купить абхазскую медицинскую и автомобильную страховки. В страховой будке загнули сначала какую-то нереальную цену, но затем, узнав, что возвращаться мы будем сегодня же, удовлетворились 400 рублями. Самих страховок правда, не дали. На вопрос – а что будет, если проверят, получил ответ, что в Абхазии никто и никогда ничего не проверяет. Подивившись этому, поехали дальше. Отдав еще 150 рублей за временную регистрацию автомобиля, наконец-то уехали с границы.
Абхазия встретила на удивление неплохими дорогами и роскошной природой. Проезжая Гагры, с завистью смотрел на растущие вдоль улицы величественные пальмы и платаны. Дорога по Абхазии абсолютно незагружена, поэтому за пару часов мы легко добрались до Нового Афона.
В Новом Афоне на вопрос, как проехать к монастырю, получили ответ – вон там будет улочка, так по ней и под кирпич наверх. Далее диалог:
- Как под кирпич? А что, разве можно под кирпич?
- Ты что, не знаешь как, что ли? Как обычно – даешь 100 – 200 рублей, и едешь.
Так что после процедуры страхования на границе, а также этого диалога все вопросы по внутреннему устройству Абхазии у меня исчезли, все стало ясно и понятно.
Монастырь осмотрели только снаружи. Для посещений он в этот день был открыт только с 12 часов, а это выбило бы нас из графика. Прогулялись к расположенной рядом даче Сталина. Оттуда нас вежливо попросили, сказав, что рассматривать ее снаружи можно только с покупкой билета и осмотром внутренних помещений. Спустились в центр поселка, рядом с водопадом и пристроенной рядом маленькой заброшенной гидроэлектростанцией выпили по чашке приготовленного на песке вкуснейшего кофе, посмотрели пруд, заложенный Александром III, и поехали к Новоафонской пещере. Купили билеты, сели в вагончик мини-метро, который и довез нашу группу до самой пещеры.
Новоафонский монастырь
Новый Афон. Дача Сталина
Новый Афон
Новый Афон. Пруд, заложенный Александром III
В пещере, как обычно жарким летним днем, нам понравилось: в ней прохладно, +14. Ну и действительно в ней интересно. Это далеко не первая пещера, в которой мы побывали, что интересно – похожих пещер не встречается. В итоге все равно в Новом Афоне мы пробыли дольше, чем рассчитывали. Зайдя в столовую №7, пообедали там довольно приличными чахохбили и сациви, и поехали на озеро Рица.
Время уже начинало поджимать, так что сначала мы даже сомневались, ехать нам на озеро, или нет. В итоге решили – ехать! И не пожалели. Озеро Рица и дорога к нему оказались одними из самых ярких впечатлений за весь отпуск. Множество водопадов, источников, нависающие над дорогой скалы, свисающие с этих скал и чуть ли не бьющие по лобовому стеклу лианы. В общем, дорога красивейшая.
Поскольку эти места являются заповедными, проезд на озеро Рица платный. Примерно на середине дороги стоит КПП, где надо купить билеты. Ну, или за половину цены билетов проехать без них. Приехав на озеро, обнаружили, что парковка находится там от озера довольно далеко. Время уже совсем поджимало, поэтому, «как обычно», поговорили с гаишниками и запарковались прямо у озера.
Безусловно, озеро Рица - это одно из мест, которое надо отнести к категории must see. К посещению обязательно!
Дорога на озеро Рица
Озеро Рица
Въехав обратно в Россию, еще раз зашли на находящийся прямо на границе Казачий рынок купить домой всяких орехов – приправ. Там я совершил непростительную ошибку, купив всего одну (ОДНУ!) полуторалитровую бутылку чачи. Смутила цена в 200 рублей за полтора литра, а напиток оказался выше всяких похвал.
Больше никуда не ездили. В последний день перед отъездом посидели в «Двух пальмах» (я – уже насухую), и пошли спать.
Домой решили выезжать в 3 часа ночи, надеясь, что в это время пробок еще нет. Не успев проехать и пятисот метров, были остановлены гаишниками. Спросив, куда мы едем в такую рань, и поинтересовавшись, как отдохнули, отпустили нас даже без проверки документов. К слову, это была единственная остановка нас гаишниками трех стран за всю поездку.
Расчет про пробки подтвердился, до Туапсе доехали без проблем. Но могли бы и застрять из-за сцепившихся бортами на изломе серпантина двух фур, которые полностью заблокировали дорогу. Хорошо, что это случилось в каком-то населенном пункте, и там был объезд. К Туапсе добрались к половине шестого. Народ к этому времени уже проснулся, транспорта на дорогах прибавилось, начали вылетать в лоб всякие отмороженные шумахеры. Поэтому на Джубгу решили не ехать, а по майкопскому указателю поехали через Шаумянский перевал. Igo, впрочем, здесь был в курсе. Через Белореченск и Усть-Лабинск в Выселках вышли на М4. Дорога по покрытию неплохая, за исключением семи километров пыльной щебеночной грунтовки на Шаумянском перевале, которые почему-то принципиально не хотят заасфальтировать.
В Ростове остановились на обед, а в поселке Тарасовский стали в двухчасовую пробку. Альтернативно одаренные дорожники не могли найти более подходящего времени для ремонта дороги в поселке. Но, впрочем, здесь я и сам конкретно ступил. Что стоило за время стояния подойти к какой-нибудь фуре, и спросить, где заканчивается эта пробка, а затем попросить Навител проложить маршрут вокруг этой пробки грунтовками? Однако эта мысль посетила меня уже только после возвращения домой. Дальше ехали стандартным маршрутом в объезд Украины – в Богучаре свернули на Кантемировку, оттуда – на Россошь, Алексеевку, Новый Оскол, Корочу. К половине первого ночи были уже дома. Собственно говоря, и все.
Где-то под Ростовом-на-Дону
Ну и немного не о чем.
Начну с Абхазии, что удалось рассмотреть там за 12 часов. Абхазия оставила неоднозначное впечатление. Красивейшая, не уступающая боснийской или хорватской, природа. И запущенность. Разбитые еще с войны расстрелянные автобусные остановки. Заброшенные дома и пансионаты с выбитыми окнами. И, похоже, что восстанавливать это пока никто и не собирается. Особенно учитывая абхазское «как обычно». Отдыхающих, по сравнению с Краснодарским краем, просто нет – пляжи свободные даже в Гаграх. Что и неудивительно, учитывая нудную дорогу и границу. А также отсутствие авиасообщения с окружающим миром. Ну а тем, кто есть – хватает и имеющегося.
Про Сочи. Если бы Краснодарский край принадлежал Хорватии – уверен, там давно бы была проложенная напрямик через горы автомагистраль от Горячего Ключа до Адлера. Пока же, несмотря на всю красоту окружающей природы, проезд этого участка удовольствия доставить не может. Пока же имеем, что имеем. Да, окружная Сочи хороша, 4 полосы, мосты, тоннели. Но сколько ее там, той окружной? Посмотрим, что будет после Олимпиады.
Про отдыхающих. Даже несмотря на транспортные проблемы, количество отдыхающих в Краснодарском крае невероятное. Пляжи в основном переполнены, более-менее свободные места на побережье приходится искать. Поэтому возникает интересный вопрос – если отдыхающих и так до черта, то зачем еще что-то делать и возиться с какими-то там автобанами?
Про дороги. Дороги этого лета, по большому счету, не пережили. Даже всегда практически идеальные краснодарские и белгородские дороги поплыли от жары, разбитые фурами. В европах в таких случаях следят за температурой асфальта, и в случае превышения критических значений, днем запрещают движение большегрузных автомобилей. Что мешало так же сделать и у нас – не знаю.
Про водителей. Пока стоял в пробке в Тарасовском, насмотрелся на толпы объезжающих пробку по встречке и по обочине. Укрепился в мысли, что Россию спасут только массовые расстрелы.
Про гаишников. Если по крупному не нарушать, то и не трогают. Ну а мои мелкие нарушения, такие как незначительное превышение скорости, никого их них не возбудили. А вот забившего на запрещающую разметку и обогнавшего меня перед Усть-Лабинском шумахера тут же приняли. Так что историй про злобных краснодарских гаишников мы еще наслушаемся.
Про отдых в целом. Даже несмотря на некоторые проблемы, понравилось. Посмотрел новые для себя места. Открыл Абхазию, куда возникло желание приехать еще раз. Ну и цена на отдых по сравнению с прошлогодним хорватским оказалась гораздо ниже. Единственно, чего конечно не хватило – это «заграничных» впечатлений от погружения в иную культуру, архитектуру, кулинарию, язык и т.д. Но для устранения этого надо работать над бюджетом :)
|